Все об образовании Краснодарского края: ВУЗы, институты, подготовительные курсы, школы, колледжи, детские лагеря
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Образование будущего: каким оно должно быть?

В учебниках, как известно, описан позавчерашний день. А как же быть с сегодняшним днем? Вопрос покажется странным человеку, который знает, что ответ на практически любой вопрос можно найти в Интернете. Однако чтобы получить ответ на свой вопрос, нужно его правильно задать. Вероятно, что в настоящее время это – самое главное, чему нужно учиться.

Раньше система образования была ориентирована на то, чтобы дать определенный объем знаний молодому человеку. Такого объема знаний хватало достаточно надолго, а многим – на всю жизнь. В современном мире объем информации возрос многократно. И вместить всю поступающую информацию в голову абсолютно невозможно. Да и не нужно, так как в современном мире информация изменяется очень быстро. А вот умение быстро ориентироваться в море информации, искать правильные ориентиры и плыть в нужную сторону, стало цениться очень дорого.

Своими исследованиями в области компьютерных сетей и квантовой органической химии известен индийский ученый Сугата Митра (Sugata Mitra). В последние годы он занимается решением проблем образования, которые особенно существенны для Индии. В этой огромной стране проживает большое количество бедного и безграмотного населения. Кроме того давно уже стало ясно прежняя система образования, достаточно хорошая, созданная ещё во времена Британской империи, дает сбои по причине нехватки учителей, причем именно там, где они особенно востребованы – в самых запущенных и бедных районах страны.

А может и не нужно так много учителей, если на помощь призвать Интернет? – задался вопросом Сугата Митра. Он заметил, что если поставить перед детьми задачу и заинтересовать получением результата, то они очень быстро обучаются работе с компьютером, быстро и хорошо изучают английский язык и с легкость находят нужную информацию в Интернете.

В области детского образования свой первый эксперимент Сугата Митра провел в 1999 году. Этот эксперимент он назвал «Дырка в стене» («Hole in the Wall»). Стенд с компьютером, экраном, мышкой и клавиатурой был размещен в стене здания в одном из трущобных районов Дели. Местные дети свободно могли пользоваться этим устройством. Им никто ничего не объяснял. Учитель тоже отсутствовал.

В результате оказалось, что дети играючи могут обучиться работе с компьютером и Интернетом и без знания английского языка, причем неважно, кто они и где живут. Немаловажным моментом оказалось общение внутри группы. В итоге этого общения дети обучили друг друга. Они смогли быстро освоить английский язык, необходимый для работы в Интернете, и, самое важное, научились задавать поисковым системам вопросы и делать правильные выводы на основе ответов поисковиков.

Благодаря нехитрой игре многие ребятишки из трущоб улучшили свой английский язык. На компьютер была установлена бесплатная программа, входящая в состав операционной системы Windows, которая произносимую речь преобразовывала в печатный текст. Дети о чём-то рассказали компьютеру, в ответ он выдал какую-то абракадабру. Дети были возмущены: «Он не понимает нас!». На что Митра ответил: «На два месяца я оставляю вам компьютер. Добейтесь того, чтобы он вас понимал» – «Но как?» – «Не знаю!»

А через два месяца дети разговаривали практически на идеальном английском языке. И они самостоятельно научились этому. В дальнейшем многие из них смогли получить работу в центре технического обслуживания, в котором требуется общаться на хорошем английском языке с клиентами изо всех стран мира.

Из экспериментов Сугаты Митры можно сделать следующий вывод: если у ребенка есть интерес, то начинается обучение. По мнению Митры, обучение происходит в коллективе таких же заинтересованных ребят. Обучение в коллективе – это самоорганизующаяся система. И как любая самоорганизующаяся система, ведет себя она непредсказуемо, и результат во многом случаен.

В ходе экспериментов выяснилась роль учителя в новом процессе обучения. Учитель в новом процессе обучения оказался необходим и важен. Однако серьезно изменилась роль учителей. Они не должны, стоя перед классом, вещать истины, которые требуется выучить наизусть. Учитель

должен находиться как бы в стороне, контролировать совместную работу группы и ставить новые задачи.

Кроме того, одна из немаловажных задач состоит в том, чтобы хвалить учеников. Каждого из них хвалить за его вклад в общее дело, за сам процесс обучения. При этом учитель может находиться далеко от своих подопечных, совсем в другом месте.

Из английских пенсионерок Митра организовал отряд так называемых «облачных бабушек». Бабушки вообще имеют богатый опыт ласкового общения с детьми. Именно благодаря ласке и терпению они являются самыми ненавязчивыми учителями будущего поколения. И кроме того английские бабушки – ужасно активные. Сугате Митре удалось из них легко набрать 200 помощниц. С помощью скайпа за два года они провели с группами индийских ребят 600 часов уроков. Результаты были достигнуты потрясающие. Ребятишки из бедной и глухой провинции сдавали тесты с необычайно высоким результатом. А это гарантия их поступления в хорошие университеты и дальнейшего продвижения по жизни.

В учебниках, как известно, описан позавчерашний день. А как же быть с сегодняшним днем? Вопрос покажется странным человеку, который знает, что ответ на практически любой вопрос можно найти в Интернете. Однако чтобы получить ответ на свой вопрос, нужно его правильно задать. Вероятно, что в настоящее время это – самое главное, чему нужно учиться.

" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

Ваш комментарий




Рейтинги