Все об образовании Краснодарского края: ВУЗы, институты, подготовительные курсы, школы, колледжи, детские лагеря
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Процесс адаптации ребенка к школе: особенности и проблемы

Когда ребенок идет в первый класс, то непременно изменяется его статус с бывшего малыша на новый социальный статус «ученик». В этот момент рождается социальное «Я» ребенка.

Такое изменение внешней позиции ребенка влечет за собой переоценку ценностей, изменение в самосознании личности первоклассника. И то, что раньше было для него значимым, уходит на второй план, а всё, касающееся учебы становится первостепенным.

Любой согласится с тем, что почти все первоклассники стремятся быть хорошими учениками. Какова бы ни была их мотивация к учебе, многие из них стараются учиться хорошо. К сожалению, не каждому из них это удается, и большинство первоклассников испытывают различные проблемы и трудности в учебе.

Актуальность исследования причин вызвана тем, что на сегодняшний день по информации от разных авторов подобные затруднения испытывают 15-40% учеников начальных классов общеобразовательной школы. Причем авторы отмечают признаки дальнейшего роста их числа.

Адаптация к школе – «перестройка познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению».

Многие исследователи говорят о большой важности вопросов школьной готовности и адаптации ребенка к новым условиям систематического обучения в коллективе своих сверстников, так как основа для развития будущей слабой успеваемости ученика может быть заложена именно в первые учебные недели (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, М.М. Безруких, Л.А. Венгер, С.П. Ефимова, И.В. Дубровина, И.А. Коробейников, Р.В. Овчарова, Н.Г. Лусканова,  Д.Б. Эльконин). В большинстве исследовательских работ отмечается, что плохо успевающих учащихся характеризуют следующие личностные качества: слабая осознанность мыслительной деятельности, неспособность к общению; пассивность, косность, подражательность ума, инертность, явное несоответствие между уровнем словесно-логического и интуитивно-практического мышления. Готовность малыша к школе можно определить уровнем его развития в интеллектуальном, коммуникационном, физическом и мотивационном отношениях. Современной наукой разработаны критерии определения готовности ребенка к школе, исходя из уровня его речевого развития (В.И. Логинова, Л.Е. Журова, Ф.А. Сохин и др.), степени интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и др.), математического развития (А.М. Леушина и др.), степени готовности к роли школьника (В.А. Гелло, И.А. Домашенко, М.И. Лисина, И.В. Имедадзеи др.), нравственно-волевого воспитания (Маркова, В.Г., Р.И. Жуковская, Т.А., Нечаева и др.).

Авторы исследований изучают связи между разными компонентами готовности  (Л.М. Цеханская, А.К. Маркова, Н.И. Гуткина); рассматривают соотношение таких понятий как «школьная зрелость» и «готовность к школе», исследуют вопросы преемственности дошкольного и школьного образования и воспитания (С.В. Гаврилова, Н.Ф. Алиева, А.А. Люблинская Ю.Ф. Змановский).

Модель приспособления ребенка к школе, состоящую из трех компонент, предлагает Т.В. Дорожевец. Следуя её выводам, школьная адаптация проходит как:

1) академическая – характеризуется тем, насколько соответствует поведение ребенка нормам школьной жизни (насколько он овладел правилами поведения в классе, в какой мере принимает требования учителя и ритм учебной деятельности, какова степень его познавательной активности на уроке);

2) социальная – отражает успешность ребенка при вхождении в новую социальную группу в форме принятия его одноклассниками, количеством коммуникативных связей, насколько он умеет решать межличностные проблемы и т.д.;

3) личностная – характеризуется тем, как ребенок принимает себя в качестве представителя новой социальной общности; выражена в виде самооценки, стремления к самоизменению и уровня притязаний.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько в результате исследований выделили следующие факторы, играющие положительную роль в адаптации ребенка к школе:

·         благоприятная семейная обстановка, в которой конфликтные ситуации отсутствуют;

·         правильные методы воспитания в семье;

·         заинтересованность родителей в подготовке ребенка к школе, полноценное общение с ним;

·         постоянный контакт учителя с родителями;

·         реализованность принципа последовательности и системности при обучении и в организации жизнедеятельности младших школьников;

·         учителю нужно быть источником педагогических и психологических знаний для родителей;

·         осуществление поиска компенсаторных возможностей ребенка с помощью совместных воспитательных действий школы и семьи;

·         выполнение учеником требований школьного режима.

 

Начало учебы ребенка в школе характеризуется как ответственный и сложный этап его жизни. Как отмечают психологи, у детей 6-7 лет наблюдается психологический кризис, который напрямую связан с процессом адаптации к школе.

При каких условиях возникает необходимость психологической адаптации ребенка к школе?

В первую очередь происходит изменение социальной позиции ребенка: он из дошкольника превращается в ученика. У ребенка появляются новые и непростые обязанности: выполнять домашние задания, вовремя приходить в школу, на уроках быть дисциплинированным и внимательным и т.д. По сути, ребенок впервые в своей жизни становится членом общества со своим социально-общественным долгом и обязанностями. Учитель – представитель общества: он ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать, задает требования и нормы.

Во-вторых, изменяется ведущая деятельности у ребенка. До обучения в школе дети занимаются в основном игрой. В школе они начинают овладевать учебной деятельностью. Между игровой и учебной деятельностью есть основное психологическое различие: игровая деятельность – свободная деятельность, а учебная деятельность строится на основе произвольных усилий ребенка. Кроме того, переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не естественным для него путем и не по его воле, а «навязан» ему сверху.

В-третьих, социальное окружение ребенка является важным фактором психологической адаптации ребенка к школе. Успешность дальнейшего обучения ребенка в школе зависит от взаимоотношений с учителем. От того, насколько прочно смог ребенок утвердить свою позицию в классе зависит успешность его адаптации к школе. Инициативный и активный ребенок будет лидером в классе, станет хорошо учиться, а податливый и тихий ученик станет ведомым,  будет учиться посредственно или нехотя.

В-четвертых, особо остро выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативных детей и активизации пассивных и вялых детей.

В процессе адаптации ребенка к школе можно выделить несколько этапов. Каждый этап отличается своими особенностями и его можно охарактеризовать различной степенью напряженности функциональных систем организма.

Первый этап – ориентировочный. Это период, когда начинается систематическое общение и на целый комплекс новых воздействий практически все системы организма отвечают сильным напряжением и бурной реакцией. Такая «физиологическая буря» длится довольно долго (2-3 недели).

Второй этап - неустойчивое приспособление. Организм ребенка ищет и находит какие-то подходящие и близкие к оптимальным варианты реакций на эти возникшие воздействия. Если на первом  этапе нет смысла говорить ни о какой экономии ресурсов организма – организм тратит все имеющиеся ресурсы, что имеются и даже иногда «долг берет». На втором этапе буря начинает затихать и цена снижается.

Третий этап – относительно устойчивое приспособление. Организм находит самые подходящие варианты реакции на нагрузку, которые требуют наименьшего напряжения всех систем. Организм ребенка, вернее, каждая из систем организма,  должна реагировать своей работой, своим напряжением, вне зависимости от того, какую работу выполняет школьник: статическая нагрузка, испытываемая организмом при вынужденной «сидячей» позе, умственная работа в процессе  усвоения новых знаний или психологическая нагрузка, вызываемая общением в разнородном и большом коллективе. Организм израсходует тем больше ресурсов, чем большее напряжения будет выдавать каждая система, а ведь детский организм не обладает безграничными возможностями и длительное  напряжение и, как следствие, утомление и даже переутомление могут привести к серьезным последствиям для здоровья.

Все три фазы адаптации проходят приблизительно в течение 5-6 недель, первый месяц является самым сложным.

Гармоничное развитие личности способствует полноценной адаптации. Таких школьников можно охарактеризовать достаточно высоким уровнем интеллектуальных функций и устойчивой мотивацией к учебной деятельности. У большинства из них устойчивый тип личности, характеризующийся такими свойствами как стабильность, общительность, высокий уровень самоконтроля. Развитие этих личностных качеств обусловлено чаще всего благоприятными биологическими и микросоциальными условиями развития.

Когда ребенок идет в первый класс, то непременно изменяется его статус с бывшего малыша на новый социальный статус «ученик». В этот момент рождается социальное «Я» ребенка. Такое изменение внешней позиции ребенка влечет за собой переоценку ценностей, изменение в самосознании личности первоклассника. И то, что раньше было для него значимым, уходит на второй план, а всё, касающееся учебы становится первостепенным.

" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

Ваш комментарий




Рейтинги